Баҳман (bahmanjon) wrote,
Баҳман
bahmanjon

Categories:

Бехафарид

Бехафарид был одним из первых и самых известных зороастрийских «пророков», движения которых подавляли арабы в первые века ислама. Он был убит на 131 году хиджры, что соответствует 748-749 годам. Когда «пророк» родился, неизвестно.

Его имя передаётся обычно как بهافرید  Behāfarīd, что может быть переведено как «благо-благословлённый» или «благосозданный» и является обычным персидским именем (на среднеперсидском Wehāfrīd). Имя его отца – Farvardīn (тоже обычное зороастрийское). Иногда в источниках он зовётся Behzād-e Majūs «Бехзад-маг». Имя Бехзад означает «благорождённый», возможно, это один из синонимов его имени.

Бехафрид родился и начал свою деятельность в Хорасане, в селении Зузан в оазисе Хваф (Zuzān, Xwāf) – более 200 км южнее Нишапура (ныне деревня Зозан района Хаф, на юге современного остана Хорасан-е Резави в Иране). Другие источники называют Руй Абаршахра (где Абаршахр – Нишапур, а Руй – второе название Хвафа). Некоторые связывают его с деревней Zāva (совр. Torbat-e Ḥaydarīya чуть севернее Хафа). В первые века ислама это был, в отличие от космополитичного Нишапура-Абаршахра, где обосновались арабские властители, оплот постсасанидского «сельского» зороастризма. Зузан располагал собственным храмом огня.

Бехафарид начал проповедническую деятельность между началом восстания Абу Муслима против Омейядов (129/747) и переселением его из Мерва в Нишапур (131/748-49). По ряду соображений это случилось ещё в 127/745 году. Источники утверждают, что перед вступлением на поприще религиозного деятеля Бехафарид «исчез» из родных мест и семь лет странствовал, побывав «в Китае» (Это может означать и просто Восточный Туркестан и приграничные с Китайской империей торговые колонии). По другим источникам, он отправился туда как торговец. Из Китая он привёз рубашку из зелёного шёлка и такой же халат, которые были столь тонки, что свёрнутые умещались в сложенной ладони. Авторы утверждают, что эти «божественные» вещицы только прибавляли в его адептах уверенность в его пророческом пути.

 По его возвращении среди зороастрийцев его родной округи случился настоящий бум популярности его как проповедника. Бехафрид утверждал, что получил божественное откровение, и написал книгу на персидском, в котором изложил своё учение, однако после ликвидации его течения она не сохранилась. Существо его проповеди известно только в общих чертах.

Бехафарид признавал Зардушта пророком, но отвергал некоторые современные ему зороастрийские практики. Не очень ясно, рассматривал ли он себя выше Зардушта, стремясь полностью исполнить его миссию, или он считал, что окружающие отклонились от пути Зардушта, а он призван исправить это. Однако очевидно, что он, скорее всего, одобрял в зороастризме всё то, о чём он не высказал особого мнения.

Он предписал пятикратную молитву лицом «налево от киблы». Иначе говоря, в южную сторону, поскольку мусульманская кибла в Иране направлена на запад. Молитва совершалась с преклонением одного колена лицом к Солнцу, но без мусульманского простирания (саджды). Другие источники упоминают «семь молитв», что, однако, относится скорее к содержательной стороне ежедневной молитвы. Молитва течения Бехафарида освящала семь вещей:


  1. Преданность и почитание Единого Бога

  2. Сотворение неба и земли

  3. Сотворение живых существ и их пропитания

  4. Смерть

  5. Воскрешение и Фрашкард

  6. Обитателей рай и ада и их участь

  7. Восхваление обитателей Гародманы.


Бехафарид объявил также:

  • Оставление почитание огня

  • Отказ от замзамы во время еды

  • Запрет на употребление в пищу мертвечины

  • Запрет на употребление в пищу животных, забитых не по правилам и не убитых на охоте

  • Запрет на употребление в пищу животных, пока они не станут старыми и слабыми

  • Запрет женитьбы на матерях, дочерях, сёстрах, племянницах и тётях.

  • Ограничение приданого 400 дирхамами

  • Оставление длинных волос

  • Запрет на вино

  • Запрет хоронить трупы

  • Направление одной седьмой части имущества на постройку и поддержание мостов, дорог и каравансараев.

  • Лечение больных, помощь нуждающимся и другую благотворительность


Вероятно, Бехафарид чувствовал острую необходимость в реформировании зороастрийской религии перед лицом торжествующего ислама, считая существующую идеологию и практику излишне ригидной и ритуализированной. Отсюда явные «компромиссы» его учения с исламом, бывшие, скорее всего, в основном чисто практическими. Рост его популярности совпал с кризисом омейядского правления в Хорасане в лице наместника Насра ибн Сайяра и восстанием Абу Муслима, поэтому его движение было во многом социальным. В короткий период в обстановке разгула антиомейядских настроений среди всего населения Хорасана оно привлекло большое количество народа, особенно из низших слоёв зороастрийского населения. В условиях разногласия, царившего среди зороастрийского духовенства Хорасана, оно так же привлекало на свою сторону и часть мобедов. В целом считается, что движение Бехафарида представляло интересы крестьянства и бедноты против системы господства местных феодальных элит, сохранившейся «на местах» со времён Сасанидской империи.

Как и в случае всех других подобных «революционных» течений, участь движения Бехафарида оказалась печальна. Мусульмане стремились подавлять такие движения в зародыше, а вскоре к ним присоединились зороастрийские элиты, испугавшиеся потери контроля над народными массами. Бехафарид, вероятно, как-то задействовал в своей проповеди милленаристские ожидания зороастрийского сообщества. Однако согласно традиционной зороастрийской хронологии время движения Бехафарида уже перевалило за 1100 лет от Зардушта, поэтому его притязания на пророчество Ушидара не признавались по формальным критериям и он был объявлен еретиком. Зороастрийцы Хорасана не погнушались обратиться к Абу Муслиму, харизматичному полководцу аббасидского восстания, взявшему власть в крае в свои руки. Группа мобедов и хербедов заявила, что Бехафарид разрушает и зороастризм, и ислам. Абу Муслим поручил своим военачальникам Шабибу ибн Ваджу (судя по имени, из обращённых в ислам персов) и Абдаллаху ибн Саиду направится в Зузан и разгромить течение Бехафарида. Абдаллах вторгся в Зузан и после преследования поймал Бехафарида в горах Бадгиса, приведя его в Нишапур. Один автор утверждает, что Шабиб и Абдаллах дали ему возможность принять ислам и сохранить жизнь, которую Бехафарид якобы принял. Однако по доставке в Нишапур «пророк» был немедленно повешен по приказу Абу Муслима у ворот Баб-е Джаме вместе с множеством своих последователей.

Таким образом, Абу Муслим уничтожил своего теоретического союзника по борьбе с Омейядами и возможного конкурента на этом поприще. Вместе с тем он получил возможность вмешиваться в зороастрийские дела и приобрёл сторонников среди зороастрийских элит, ненавидевших Бехафарида, что помогло ему в борьбе с Халифатом. Впрочем, дальнейшая судьба и Абу Муслима, и этих самых зороастрийских мобедов Хорасана, как известно, была далека от благополучия. Абу Муслим через несколько лет был сам казнён теми, кого он привёл к власти в Багдаде (Аббасидами), а зороастрийцы Хорасана за несколько веков полностью исламизировались и сгинули, лишь небольшая их группа бежала из Санджана в Индию, где стала известна как парсы.

Несмотря на смерть основателя, движение последователей Бехафарида не исчезло сразу. Оставшиеся в живых его ученики утверждали, что он не погиб, а спасся на золотом коне, доставившем его прямо на небо, и что скоро он прибудет с небесной силой и разгромит всех своих врагов. Несомненно, течение Бехафарида повлияло на последующие зороастрийские восстания против уже Аббасидов, а его сторонники вливались в ряды новых повстанцев. Зороастрийская «секта» Бехафаридийя продолжала свою деятельность в Хорасане ещё несколько веков по сути на нелегальном положении: они не рассматривались мусульманами как «Люди Писания», обязанные платить джизию, поскольку формально их течение возникло после ислама, а не до, как обычный священнический зороастризм, стремительно терявший сторонников в Иране.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment